Рабочая программа по физике. 7-9 классы

Пояснительная записка

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках А.В.Перышкина «Физика» для 7, 8 классов и А.В.Перышкина, Е.А.Гутник «Физика» для 9 класса системы «Вертикаль».

Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации обучающихся

Программа включает пояснительную записку, в которой прописаны требования к личностным и метапредметным результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов, отводимых на их изучение, и требованиями к предметным результатам обучения.

Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики – системообразующий для естественно научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии, а также необходимы для изучения технологии и ОБЖ. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.

Цели изучения физики в основной школе следующие:

  • усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
  • формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
  • систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
  • формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
  • организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
  • развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Данный курс является одним из звеньев в формировании естественно – научных знаний учащихся наряду с химией, биологией, географией. Принцип построения курса – объединение изучаемых фактов вокруг общих физических идей. Это позволило рассматривать отдельные явления и законы, как частные случаи более общих положений науки, сто способствует пониманию материала, развитию логического мышления, а не простому заучиванию фактов.

Изучение строения вещества в 7 классе создает представление о познаваемости явлений, их обусловленности, о возможности непрерывного углубления и пополнения знаний: молекула – атом; строение атома – электрон. Далее эти знания используются при изучении массы, плотности, давления газа, закона Паскаля, объяснении изменения атмосферного давления.

В 8 классе продолжается использование знаний о молекулах при изучении тепловых явлений. Сведения по электронной теории вводятся в разделе «Электрические явления». Далее изучаются электромагнитные и световые явления.

Курс физики 9 класса расширяет и систематизирует знания по физике, полученные учащимися в 7 и 8 классах, поднимая их на уровень законов.

Место предмета в учебном плане

В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. Учебный план составляет 210 учебных часов, в том числе в 7, 8, 9 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Ценностные ориентиры содержанияучебного предмета

        Ценностные ориентиры содержания курса физики в основной школе определяются спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного и субъективного, поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, изучаемые в курсе физики, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности. Так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

      Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностная ориентация, формируемая у учащихся в процессе изучения физики, проявляется:

  • в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
  • в осознании ценности физических методов исследования живой и неживой природы;
  • в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.

     В качестве объектов ценности труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностная ориентация содержания курса физики может рассматриваться как формирование:

  • уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
  • понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
  • потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
  • сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

      Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностная ориентация направлена на воспитание у учащихся:

  • правильного использования физической терминологии и символики;
  • потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
  • способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точкузрения.

Результаты освоения курса

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений кдруг другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

Предметными результатами обучения физики в основной школе являются:

  • знание о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
  • умение пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты. Различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез;
  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие информации.

Для повышения эффективности уроков, используются инновационные технологии:

  • — проблемного обучения,
  • — зачетной системы,
  • — элементы технологии уровневой дифференциации,
  • — информационные технологии,
  • — групповые технологии,
  • — здоровьесберегающие технологии.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, контрольных работ, диагностических работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Критерии оценивания и примерные тексты контрольных работ вынесены в приложение.

Тематический план

№ п/п

Раздел учебного курса

Кол-во часов

Деятельность учащихся

Содержание

7 класс (70 ч.)

 

1

Введение

4

Объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических;

проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их;

работать с ценой деления измерительного прибора и переводить значения физических величин в СИ

Физика – наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа

1.      Определение цены деления измерительного прибора.

2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

Объяснять основные свойства молекул, физические явления на основе знаний о строении вещества;

проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул;

объяснять явление диффузии, доказывать наличие различия в молекулярном строении веществ разного агрегатного состояния

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно – кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа

1.      Определение размеров малых тел.

3

Взаимодействие тел

23

Проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать опытные данные, делать выводы;

анализировать таблицу скоростей движения некоторых тел, описывать движение по графику;

описывать явление взаимодействия тел, приводить примеры;

работать с измерительными приборами;

применять формулы для расчета физических величин, анализировать результаты, полученные при решении задач

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.  Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

Фронтальные лабораторные работы

1.      Измерение массы тела на рычажных весах.

2.      Измерение объема тела.

3.      Определение плотности твердого тела.

4.      Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

5.      Измерение силы трения с помощью динамометра.

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

20

Вычислять давление, выражать основные единицы давления;

объяснять причину возникновения давления в газах и жидкостях;

проводить опыты по измерению давления, анализировать результаты и делать выводы;

доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело, уметь его рассчитывать;

работать с текстом учебника, анализировать формулы, обобщать и делать выводы

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно – кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы

1.      Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

2.      Выяснение условий плавания тела в жидкости.

5

Работа и мощность. Энергия

13

Определять условия для совершения механической работы, устанавливать зависимость между механической работой, силой и пройденным путем;

вычислять мощность по известной работе;

анализировать мощности различных приборов;

проверять на опыте условие равновесия рычага, правило моментов;

объяснять принцип работы простых механизмов;

находить центр тяжести плоского тела;

приводить примеры: превращения энергии из одного вида в другой; тел, обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило механики». Виды равновесия рычага. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.

Фронтальные лабораторные работы

1.Выяснение условия равновесия рычага.

1.      Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

 

6

Итоговая контрольная работа

2

Применять знания к решению задач

 

7

Повторение

2

 

 

8 класс (70 ч.)

 

1

Тепловые явления

23

Различать тепловые явления;

объяснять способы изменения внутренней энергии;

объяснять тепловые явления на основе молекулярно – кинетической теории;

приводить примеры теплопередачи, сравнивать виды теплопередачи;

устанавливать зависимость между массой тела и количеством теплоты;

объяснять физический смысл удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты сгорания, удельной теплоты плавления (кристаллизации), удельной теплоты парообразования (конденсации);

объяснять полученные результаты, представлять их в виде таблиц;

измерять влажность воздуха;

объяснять принцип работы и устройство ДВС, паровой турбины;

сравнивать КПД различных машин и механизмов;

систематизировать и обобщать знания закона на тепловые процессы

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно – кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Фронтальные лабораторные работы

1.      Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

2.      Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

3.      Измерение влажности воздуха.

2

Электрические явления

28

Объяснять взаимодействие заряженных тел и существование двух родов электрических зарядов;

объяснять образование положительных и отрицательных ионов, электризацию тел при соприкосновении;

приводить примеры проводников, полупроводников, диэлектриков в технике, практического применения полупроводникового диода;

приводить примеры источников электрического тока, объяснять их назначение;

собирать электрическую цепь, чертить схемы цепи;

снимать показания с приборов с учетом погрешностей прибора, анализировать их;

классифицировать действия электрического тока;

решать задачи на закон Ома;

формулировать законы параллельного и последовательного соединения проводников;

рассчитывать работу тока за промежуток времени, мощность проводника, количество теплоты, выделяемого проводником с током по закону Джоуля — Ленца

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.

Фронтальные лабораторные работы

1.      Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

2.      Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

3.      Регулирование силы тока реостатом.

4.      Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

5.      Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

3

Электромагнитные явления

5

Выявлять связь между электрическим и магнитным полями;

обобщать и делать выводы о расположении магнитных стрелок вокруг проводника с током;

приводить примеры использования электромагнитов, электродвигателя в быту, объяснять его устройство;

описывать опыты по намагничиванию веществ

Опыт Эрстеда, Магнитное поле, магнитное поле прямого тока, Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

Фронтальные лабораторные работы

1.      Сборка электромагнита и испытание его действия.

2.      Изучение электрического двигателя постоянного тока.

4

Световые явления

10

Наблюдать прямолинейное распространение света;

объяснять образование тени и полутени;

устанавливать связь между движением Земли, Луны и Солнца и возникновением лунных и солнечных затмений;

объяснять закон отражения, преломления света, делать выводы, приводить примеры отражения и преломления света, известные из практики;

различать линзы по внешнему виду;

строить изображения; даваемые линзой, анализировать, полученные изображения, делать выводы, представлять результат в виде таблицы;

применять знания из курса физики и биологии для объяснения восприятия изображения

Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Фронтальные лабораторные работы

1.      Получение изображения при помощи линзы.

5

Итоговая контрольная работа

2

Применять знания к решению задач

 

6

Повторение

2

 

 

9 класс (102 ч.)

 

1

Законы взаимодействия и движения тел

36

Определять модули и проекции векторов на координатную ось;

записывать формулы: для нахождения проекции и модуля вектора перемещения тела, для вычисления координаты движущегося тела в любой заданный промежуток времени;

стоить графики зависимости vx=vx(t);

объяснять физический смысл понятий: мгновенная скорость, ускорение;

применять формулы для решения задач, выражать любую из входящих в них величин через остальные;

приводить примеры, поясняющие относительность движения;

решать качественные и расчетные задачи на применение законов Ньютона;

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. [Искусственные спутники Земли]. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Фронтальные лабораторные работы

1.      Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2.      Измерение ускорения свободного падения.

2

Механические колебания и волны. Звук

14

Определять колебательное движения по его признакам;

описывать динамику свободных колебаний пружинного и математического маятников;

проводить экспериментальное исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы и жесткости, периода колебаний математического маятника от длины его нити;

представлять результаты измерений и вычислений в виде таблицы;

приводить примеры полезных и вредных проявлений резонанса;

описывать механизм образования волн;

называть характеризующие волны физические величины;

применять знания к решению задач

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. [Гармонические колебания]. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр, громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.[интерференция звука].

Фронтальные лабораторные работы

1.      Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити.

3

Электромагнитное поле

24

Определять направление электрического тока в проводниках и направление магнитного тока;

применять правила левой руки, правой руки и «буравчика»;

объяснять явление электромагнитной индукции, физическую суть правила Ленца;

наблюдать и объяснять явление самоиндукции;

описывать различия между вихревым электрическим и электростатическим полем;

наблюдать свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре;

наблюдать разложение белого света в спектр и обратно;

называть условия образования сплошных и линейчатых спектров испускания

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца, явление самоиндукции, переменный ток, генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. [Интерференция света.] Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. [Спектрограф и спектроскоп.] Типы оптических спектров. [Спектральный анализ.] Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Фронтальные лабораторные работы

1.      Изучение явления электромагнитной индукции.

2.      Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

4

Строение атома и атомного ядра

17

Описывать опыты Резерфорда;

объяснять суть законов сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях;

применять законы сохранения массового числа и заряда для записи уравнения ядерных реакций;

описывать процесс деления ядра атома урана;

рассказывать о назначении ядерного реактора на медленных нейтронах, называть преимущества и недостатки АЭС;

называть условия протекания термоядерной реакции

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно – нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа- и бета-распада при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Фронтальные лабораторные работы

1.      Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

2.      Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

3.      Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона.

4.      Изучение треков  заряженных частиц по готовым фотографиям.

5

Строение и эволюция Вселенной

5

Называть группы объектов, входящих в Солнечную систему;

сравнивать планеты земной группы, планеты – гиганты;

объяснять физические процессы, происходящие в недрах Солнца и звезд;

описывать три модели нестационарной Вселенной, предложенные Фридманом

Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

6

Итоговая контрольная работа

2

Применять знания к решению задач

 

7

Повторение

4

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для обучения учащихся основной школы в соответствии с примерными программами необходима реализация деятельностного подхода. Деятельностный подход требует постоянной опоры процесса обучения физике на демонстрационный эксперимент, выполняемый учителем, и лабораторные работы и опыты, выполняемые учениками. Поэтому школьный кабинет физики должен быть обязательно оснащен полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.

Использование тематических комплектов лабораторного оборудования по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике способствует:

  • формированию такого важного общеучебного умения, как подбор учащимися оборудования в соответствии с целью проведения самостоятельного исследования;
  • проведению экспериментальной работы на любом этапе урока;
  • уменьшению трудовых затрат учителя при подготовке к урокам.

Снабжение кабинета физики электричеством и водой выполнено с соблюдением правил техники безопасности. К лабораторным столам, неподвижно закрепленным на полу кабинета, подведено переменное напряжение 42 В от щита комплекта электроснабжения, мощность которого выбирается в зависимости от числастолов в кабинете.

В кабинете физики есть:

  • противопожарный инвентарь и аптечку с набором перевязочных средств и медикаментов;
  • инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся и журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.

На стене размещаются таблицы со шкалой электромагнитных волн, таблица приставок и единицы СИ.

Кабинет физики имеет смежную лаборантскую для хранения демонстрационного оборудования и подготовки опытов.

Кабинет оснащен:

  • комплектом технических средств обучения, компьютером, проектором, документ – камерой, интерактивной доской;
  • учебно – методической, справочно – информационной и научно – популярной литературной;
  • картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ;
  • комплектом тематических таблиц по разделам школьного курса физики, портретами выдающихся физиков.

УМК 7 класс

  1. Физика. 7 класс. А.В. Перышкин, — М.: Дрофа, 2013
  2. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс. К учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс» (М.: Дрофа). Громцева О.И.-М.: Экзамен, 2014
  3. Рабочая тетрадь по физике: 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс»/ В.А. Касьянов, В.Ф. Дмитриева – М.: Издательство «Экзамен», 2014
  4. Дидактические материалы. Физика. 7 класс. Марон А.Е., Марон Е.А. – М.: Дрофа, 2013
  5. Электронное приложение к учебнику.

УМК 8 класс

  1. Физика. 8 класс. А.В. Перышкин, — М.: Дрофа, 2013
  2. Рабочая тетрадь по физике: 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс»/ В.А. Касьянов, В.Ф. Дмитриева – М.: Издательство «Экзамен», 2014
  3. Дидактические материалы. Физика. 7 класс. Марон А.Е., Марон Е.А. – М.: Дрофа, 2013
  4. Электронное приложение к учебнику.

 УМК 9 класс

  1. Физика. 9 класс. А.В. Перышкин, — М.: Дрофа, 2013
  2. Дидактические материалы. Физика. 7 класс. Марон А.Е., Марон Е.А. – М.: Дрофа, 2013
  3. Электронное приложение к учебнику

Журналы на электронном носителе

  • В мире науки (1983 – 2010 годы)
  • Физика (2012 – 2015 годы)
  • Квантик (2012 – 2015 годы)

 Интернет – ресурсы

  1. http://class-fizika.narod.ru/
  2. http://kvantik.com/
  3. http://www.elkin52.narod.ru
  4. http://www.iralebedeva.ru
  5. http://reshuege.ru/
  6. http://phys.sdamgia.ru/
  7. http://catalog.ctege.org/
  8. http://solsys.ru/
  9. http://selfire.com/2012/05/3592/
  10. http://kvant.mccme.ru
  11. http://www.nkj.ru
  12. http://www.galileo-tv.ru/

Список литературы

  1. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Методическое пособие. Рекомендации по составлению рабочих программ. Физика. 7-9 классы / сост.Е.Н.Тихонова. – 4-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2014

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

  1. Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2   ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

  1. Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. 

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

  1. Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

 Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

  1. Перечень ошибок.
  2. I. Грубые ошибки.
  3. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
  4. Неумение выделять в ответе главное.
  5. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
  6. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
  7. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
  8. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  9. Неумение определить показания измерительного прибора.
  10. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
  11. II. Негрубые ошибки.
  12. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
  13. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  14. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  15. Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Комментарии

Добавить комментарий

Войти с помощью: