Рабочая программа по астрономии. 11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках Б.А. Воронцова — Вельяминова «Астрономия» для 11 класса.

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт;
  3. Основная образовательная программа среднего общего образования;
  4. Основная образовательная программа МБОУ «Тат. Каргалинская СОШ».

Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации обучающихся.

Программа включает пояснительную записку, в которой прописаны требования к личностным и метапредметным результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов, отводимых на их изучение, и требованиями к предметным результатам обучения.

Общая характеристика учебного предмета

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

 Цель преподавания основ астрономии в современных средних учебных заведениях – формирование научного мировоззрения и научной картины мира в сознании учащихся на основе поэтапного формирования системы астрономических знаний о космических объектах, космических явлениях и космических процессах, основных законах и теориях астрономии, методах и инструментах астрономических исследований.

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

  • приобретение обучающимися знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
  • овладение обучающимися умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
  • развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • формирование научного мировоззрения;
  • формирование у обучающихся навыков использования естественнонаучных и физико-математических знаний для объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Место предмета в учебном плане

Изучение курса рассчитано на 34 часа из расчета 1 час в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания курса астрономии в средней школе определяются спецификой астрономии как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров астрономического образования выступают объекты, изучаемые в курсе астрономии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения астрономии, проявляются:

  • в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
  • в ценности методов исследования природы;
  • в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса астрономии могут рассматриваться как формирование:

  • уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
  • сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс астрономии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:

  • правильного использования астрономической терминологии и символики;
  • потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
  • способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Результаты освоения курса

Личностными результатами обучения астрономии в средней школе являются:

  • в сфере отношений обучающихся к себе, к сво­ему здоровью, к познанию себя — ориентация на до­стижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креатив­ность, готовность и способность к личностному са­моопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспе­чить себе и своим близким достойную жизнь в про­цессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную по­зицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осоз­нания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, к саморазвитию и са­мовоспитанию в соответствии с общечеловечески­ми ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализацию ценностей здорового и без­опасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физиче­скому и психологическому здоровью;
  • в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского на­рода и судьбе России, патриотизм, готовность к слу­жению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гор­дости за свой край, свою Родину, прошлое и настоя­щее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); фор­мирование уважения к русскому языку как государ­ственному языку Российской Федерации, являюще­муся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; вос­питание уважения к культуре, языкам, традици­ям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
  • в сфере отношений обучающихся к закону, го­сударству и гражданскому обществу — граждан­ственность, гражданская позиция активного и от­ветственного члена российского общества, осозна­ющего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно при­нимающего традиционные национальные и обще­человеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жиз­ни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собствен­ных прав и свобод без нарушения прав и свобод дру­гих лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно обще­признанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего ме­ста в поликультурном мире; интериоризация цен­ностей демократии и социальной солидарности, го­товность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в при­нятии решений, затрагивающих права и интере­сы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям ин­тернационализма, дружбы, равенства, взаимопомо­щи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающих­ся противостоять идеологии экстремизма, национа­лизма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, националь­ным признакам и другим негативным социальным явлениям;
  • в сфере отношений обучающихся с окружаю­щими людьми — нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультур- ном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопони­мания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценно­стей, осознанное, уважительное и доброжелатель­ное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностя­ми здоровья и инвалидам; бережное, ответствен­ное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выра­женной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе ус­воения общечеловеческих ценностей и нравствен­ных чувств (чести, долга, справедливости, милосер­дия и дружелюбия), компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрос­лыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других ви­дах деятельности;
  • в сфере отношений обучающихся к окружа­ющему миру, к живой природе, художественной культуре — мировоззрение, соответствующее со­временному уровню развития науки, значимость на­уки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых до­стижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способ­ность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношение к род­ной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических про­цессов на состояние природной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству соб­ственного быта;
  • в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений — уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обуча­ющихся к трудовой профессиональной деятельно­сти как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональ­ных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, до­бросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполне­ние домашних обязанностей.

Метапредметные результаты обучения астроно­мии в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образова­тельной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для дости­жения поставленной ранее цели;
  • сопоставлять имеющиеся возможности и необ­ходимые для достижения цели ресурсы;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • определять несколько путей достижения по­ставленной цели;
  • выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
  • задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • сопоставлять полученный результат деятель­ности с поставленной заранее целью;
  • оценивать последствия достижения поставлен­ной цели в учебной деятельности, собственной жиз­ни и жизни окружающих людей.

Познавательные универсальные учебные дей­ствия

Выпускник научится:

  • критически оценивать и интерпретировать ин­формацию с разных позиций;
  • распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематиче­ские средства для представления выявленных в ин­формационных источниках противоречий;
  • осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и по­знавательные) задачи;
  • искать и находить обобщенные способы реше­ния задач;
  • приводить критические аргументы как в от­ношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
  • анализировать и преобразовывать проблемно противоречивые ситуации;
  • выходить за рамки учебного предмета и осу­ществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образователь­ную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • менять и удерживать разные позиции в по­знавательной деятельности (быть учеником и учите­лем; формулировать образовательный запрос и вы­полнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управ­лять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).

Коммуникативные универсальные учебные дей­ствия

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри об­разовательной организации, так и за ее пределами);
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, ис­полнителем, презентующим и т. д.);
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
  • координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);
  • согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
  • представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знако­мой, так и перед незнакомой аудиторией;
  • подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаи­модействия, а не личных симпатий;
  • воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
  • точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуни­кации, избегая при этом личностных оценочных суждений.

Для повышения эффективности уроков, используются инновационные технологии:

  • — проблемного обучения,
  • — зачетную систему,
  • — элементы технологии уровневой дифференциации,
  • — информационные технологии,
  • — групповые технологии,
  • — здоровьесберегающие технологии.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, контрольных работ, диагностических работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Критерии оценивания и примерные тексты контрольных работ вынесены в приложение.

Тематический план

№ п/п

Раздел учебного курса

Деятельность учащихся

Содержание

1

Введение

Поиск примеров, подтверждающих практическую направленность астро­номии.

Применение знаний, полученных в курсе физики, для описания устрой­ства телескопа. Характеристика пре­имуществ наблюдений, проводимых из космоса

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телеско­пы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

2

Практические основы астрономии

Применение знаний, полученных в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях.

Работа со звездной картой при органи­зации и проведении наблюдений. Характеристика отличительных осо­бенностей суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних ши­ротах Земли, особенностей суточного движения Солнца на полюсах, эквато­ре и в средних широтах Земли. Изучение основных фаз Луны. Описание порядка смены фаз Луны, взаимного расположения Земли, Лу­ны и Солнца в моменты затмений. Анализ причин, по которым Луна всегда обращена к Земле одной сторо­ной, необходимости введения часо­вых поясов, високосных лет и нового календарного стиля.

Объяснение причин, по которым зат­мения Солнца и Луны не происходят каждый месяц.

Звезды и созвездия. Звездные карты, гло­бусы и атласы. Видимое движение звезд на различ­ных географических широтах. Кульминация све­тил. Видимое годичное движение Солнца. Эклип­тика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь

3

Строение Солнечной системы

Объяснение петлеобразного движения планет с использованием эпициклов и дифферентов.

Описание условий видимости планет, находящихся в различных конфигу­рациях.

Анализ законов Кеплера, их значения для развития физики и астрономии. Объяснение механизма возникновения возмущений и приливов.

Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними.

Решение задач

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гели­оцентрической системы мира. Конфигурации пла­нет и условия их видимости. Синодический и сиде­рический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и раз­меров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и кос­мических аппаратов в Солнечной системе.

4

Природа тел Солнечной системы

Анализ основных положений совре­менных представлений о происхожде­нии тел Солнечной системы, таблич­ных данных, признаков сходства и различий изучаемых объектов, классификация объектов, определения понятия «планета».

Сравнение природы Земли с природой Луны на основе знаний из курса гео­графии.

Объяснение причины отсутствия у Лу­ны атмосферы, причин существующих различий, процессов, происходящих в комете при изменении ее расстояния от Солнца.

Описание основных форм лунной по­верхности и их происхождения, внеш­него вида астероидов и комет.

На основе знаний законов физики объяснение явлений и процессов, происходящих в атмосферах планет, описание природы планет-гигантов, описание и объяснение явлений метео­ра и болида.

Описание и сравнение природы планет земной группы.

Участие в дискуссии.

Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними

Солнечная система как комплекс тел, имею­щих общее происхождение. Земля и Луна — двой­ная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Пла­неты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

Малые тела Солнечной системы: астероиды, плане­ты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, боли­ды и метеориты.

5

Солнце и звезды

На основе знаний законов физики описание и объяснение явлений и про­цессов, наблюдаемых на Солнце. Описание: процессов, происходящих при термоядерных реакциях протон-протонного цикла; образования пятен, протуберанцев и других прояв­лений солнечной активности на основе знаний о плазме, полученных в курсе физики.

Характеристика процессов солнечной активности и механизма их влияния на Землю.

Определение понятия «звезда». Указание положения звезд на диа­грамме «спектр — светимость» соглас­но их характеристикам.

Анализ основных групп диаграммы «спектр — светимость».

На основе знаний по физике: описание пульсации цефеид как автоколеба­тельного процесса; оценка времени свечения звезды по известной массе запасов водорода; описание природы объектов на конечной стадии эволю­ции звезд.

Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними.

Решение задач

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмос­фера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный па­раллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диа­грамма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационар­ные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволю­ция звезд различной массы

6

Строение и эволюция Вселенной

Описание строения и структуры Галактики, процесса формирования звезд из холодных газопылевых об­лаков.

Изучение объектов плоской и сфери­ческой подсистем.

Объяснение на основе знаний по физи­ке различных механизмов радиоизлу­чения.

Определение типов галактик. Применение принципа Доплера для объяснения «красного смещения». Доказательство справедливости зако­на Хаббла для наблюдателя, располо­женного в любой галактике. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная сре­да: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галакти­ки. Области звездообразования. Вращение Галак­тики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхско­пления галактик. Основы современной космоло­гии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Неста­ционарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расшире­ния Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

7

Повторение

Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними.

Участие в дискуссии

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для обучения учащихся основной школы в соответствии с примерными программами необходима реализация деятельностного подхода. Школьный кабинет физики и астрономии должен быть обязательно оснащен полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.

Использование тематических комплектов лабораторного оборудования по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике способствует:

  • формированию такого важного общеучебного умения, как подбор учащимися оборудования в соответствии с целью проведения самостоятельного исследования;
  • проведению экспериментальной работы на любом этапе урока;
  • уменьшению трудовых затрат учителя при подготовке к урокам.

Снабжение кабинета физики электричеством и водой выполнено с соблюдением правил техники безопасности. К лабораторным столам, неподвижно закрепленным на полу кабинета, подведено переменное напряжение 42 В от щита комплекта электроснабжения, мощность которого выбирается в зависимости от числа столов в кабинете.

В кабинете физики есть:

  • противопожарный инвентарь и аптечку с набором перевязочных средств и медикаментов;
  • инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся и журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.

На стене размещаются таблицы со шкалой электромагнитных волн, таблица приставок и единицы СИ.

Кабинет физики имеет смежную лаборантскую для хранения демонстрационного оборудования и подготовки опытов.

Кабинет оснащен:

  • комплектом технических средств обучения, компьютером, проектором, документ – камерой, интерактивной доской;
  • учебно – методической, справочно – информационной и научно – популярной литературной;
  • картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ;
  • комплектом тематических таблиц по разделам школьного курса физики, портретами выдающихся физиков и космонавтов.

Тематические таблицы

  1. Вселенная.
  2. Солнце.
  3. Строение Солнца.
  4. Планеты земной группы.
  5. Луна.
  6. Планеты-гиганты.
  7. Малые тела Солнечной системы.
  8. Звезды.
  9. Наша Галактика.     

Материально-техническое обеспечение

  1. Телескоп.
  2. Спектроскоп.
  3. Теллурий.
  4. Модель небесной сферы.
  5. Звездный глобус.
  6. Подвижная карта звездного неба.
  7. Глобус Луны.

 УМК

  1. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник/ Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К.Страут. — 5-е изд., пересмотр.-М.: Дрофа, 2018.

Журналы на электронном носителе

  • В мире науки (1983 – 2010 годы)
  • Физика (2012 – 2015 годы)
  • Квантик (2012 – 2015 годы)

 Интернет – ресурсы

  1. http://class-fizika.narod.ru/
  2. http://kvantik.com/
  3. http://www.elkin52.narod.ru
  4. http://www.iralebedeva.ru
  5. http://reshuege.ru/
  6. http://phys.sdamgia.ru/
  7. http://catalog.ctege.org/
  8. http://solsys.ru/
  9. http://selfire.com/2012/05/3592/
  10. http://kvant.mccme.ru
  11. http://www.nkj.ru
  12. http://www.galileo-tv.ru/

Список литературы

  1. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие/ Е.К.Страут. – М.: Дрофа, 2018.
  2. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017.
  3. Физика. ЕГЭ-2018. Раздел «Элементы астрофизики»: учебное пособие/ Под ред. Л.М.Монастырского. – Ростов – на – Дону: Легион, 2017.

 

Комментарии

Добавить комментарий

Войти с помощью: