В настоящее время существует несколько классификаций урока, но наиболее перспективной считают структуру урока, разработанную М.И. Махмутовым. в основе данной классификации — цель организации урока. В структуре каждого типа урока есть этап мотивации к учебной деятельности.
Мотив — побудительная причина действий, поступков человека (то, что побуждает к действию). В учении — это побуждение, которое направляет деятельность учеников.
Виды мотивации
- познавательные мотивы (желание ученика получить новые знания);
- социальные мотивы (стремление быть полезным и занять в обществе определённую позицию).
Пути повышения мотивации учащихся
- Связь учёбы с жизнью. Учащиеся должны понимать, что полученные знания могут им пригодиться в повседневной жизни.
- Наглядность обучения.
- Использование современных образовательных технологий и ИКТ.
- Активизация познавательной деятельности учащихся. Не надо давать учащимся готовые знания, необходимо ставить перед ними проблемы, вызывающие ответную мыслительную реакцию и поиск их решения.
- Создание на уроке ситуации успеха.
- Смена видов деятельности учащихся, использование заданий игрового характера, физкультминуток, способствующих физической и эмоциональной разрядке учащихся.
Мотивация может быть как положительной, так и отрицательной.
Положительная мотивация проявляется через:
- интерес ученика к изучаемому предмету;
- желание хорошо знать предмет, чтобы потом продолжить учёбу в вузе;
- стремление получить одобрение одноклассников, друзей;
- выполнение обещания перед родителями и т.д.
Отрицательная мотивация может возникнуть из-за:
- желания быть лучше (в этом случае у учащегося может наблюдаться завышенная самооценка, самолюбие);
- страха перед учителем или родителями;
- боязни получить плохую оценку и т.д.
_________________________________________________________________
(По материалам журнала «Педагогическая мастерская. Всё для учителя!». — № 9. — М.: ИГ «Основа», 2015)
Комментарии