«Не бывает сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые появляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
Таланты создать нельзя, но можно создать культуру, то есть почву, на которой растут и процветают таланты.
Нейгауз
Возрастное развитие школьников происходит путем последовательных переходов от одной его ступеньки к качественно другой. В процессе возрастного развития важно обнаружить те или иные способности ученика.
Эти качества, выявляющие способных учеников, являются возрастными и в какой-то мере временными. Их нужно вовремя и в полной мере использовать для подъема развития способностей. Способный ученик все схватывает «на лету», ему одинаково легко дается что математика, что литература. Способных детей много, одаренных же — единицы. Нельзя нам, педагогам, упускать раннее проявление одаренности. Нужно помнить, что одаренность ребенка не исчезает при переходе к новому возрасту.
Одаренных подростков на фоне ярко выраженных черт их возраста отличают такие качества:
1) самостоятельность;
2) склонность к самообразованию;
3) избирательность в занятиях.
Тем не менее надо помнить, что выражение «одаренные дети» весьма условно, потому что рано проявившиеся у ребенка способности могут не получить ожидаемого результата, остаться нереализованными. А у других детей выдающиеся способности могут обнаружиться позднее. Пример тому Альберт Эйнштейн, который являлся ярким примером «антивундеркиндного» типа, так как начал поздно говорить, в школе был далеко не из лучших, считался «тугодумом». Поэтому от педагога и психолога требуется понимание одаренных учащихся, умение найти удачный индивидуальный подход к ним, который способствовал бы раскрытию дарований.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей является одной из приоритетных задач современного образования.
Одной из работы по выявлению, развитию и поддержке одарённых детей является участие в различных конкурсах и олимпиадах.
Цель конкурсов: создание условий для самопознания, саморазвития и самореализации учащихся.
Задачи:
-создавать условия для определения личных наклонностей и способностей обучающихся;
-повышать познавательную, творческую, поисковую активность участников конкурсов;
-способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
-развивать ключевые компетентности и общеучебные действия;
-формировать способность к самооценке и рефлексии.
В конкурсах участвуют не только одарённые дети, но и просто способные дети, в отношении которых есть серьёзная надежда на скачок в развитии их способностей.
Схема проведения олимпиад всем известна: школьная олимпиада, районная, областная и т.д. Но на сегодняшний день широкое распространение получили интернет-конкурсы.
Компьютерные технологии проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информации, образуют глобальное информационное пространство. Современные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса, значительно повышающие их эффективность.
Инернет-конкурсы можно разделить на группы:
— тексты заданий, заполненные бланки ответов высылаются по почте (например: «Зубренок», «Олимпус»),
— онлайн-конкурсы, когда задания выполняются непосредственно в интернете за определенный промежуток времени в любое удобное время для ученика.
Такая творческая работа создаёт благоприятные условия для повышения самооценки обучающихся, развития их творческой и познавательной активности, информационной культуры. Участие в таких конкурсах дает возможность соревноваться в масштабе, выходящим за рамки нашего района, не выезжая за его пределы.
Участие в интернет-конкурсах является не только средством выявления способных и одарённых детей, но и условием общего развития личности детей, а также максимального проявления и развития их интересов и склонностей.
В каждой школе есть положение об портфолио учащихся.
Структура портфолио.
Индивидуальная накопительная рабочая папка включает в себя:
Титульный лист (обложку);
Содержание;
I блок «Мой портрет»;
II блок «Портфолио документов»;
II блок «Курсы по выбору»;
IV блок «Олимпиады»;
V блок «Конкурсы»;
VI блок «Исследовательская деятельность»;
VII блок «Дополнительное образование».
По итогам любых олимпиад и конкурсов каждому ученику выдается сертификат участника в бумажном или электронном виде. Что позволяет пополнит портфолио учащихся. Портфолио – это показатель роста ученика, как в учебной деятельности и в творчестве.
Ребенок, как и взрослый человек, стремится к самовыражению и самореализации своих способностей, но не каждый способен самостоятельно открыть дорогу к созиданию и развивать эти способности, совершенствовать их. Поэтому для своевременного выявления и дальнейшего плодотворного развития детского творчества, целостного развития личности ребенка нужны благоприятные условия, непосредственная помощь и поддержка взрослых.
Дистанционные конкурсы для учащихся:
- Центр дистанционного образования Физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: Всероссийская дистанционная олимпиада для школьников «Шаг в Физику» — distant.phys.msu.ru
- Первые шаги в науку. Физика и исследование: Всероссийский дистанционный конкурс — www.nic-snail.ru
- Конкурс по физике «Зубрёнок» — www.bakonkurs.by
- Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор» — junior-fair.org
- Всероссийский конкурс научно-популярных исследовательских работ школьников «Живая наука» — www.nanometer.ru
- Международный Интеллект — Клуб “Глюон”: международный турнир “Компьютерная физика” — www.gluon.ru
- Международный интернет-конкурс по физике «Etalon» — etalon.lt
- Центр развития мышления и интеллекта: Всероссийская дистанционная олимпиада по физике для 9-11 классов — vot-zadachka.ru
- Заочные дистанционные олимпиады и конкурсы МИФИ: олимпиады по физике, а также дистанционные курсы для школьников — olymp.mifi.ru
- Центр дистанционного образования «Эйдос»: дистанционные конкурсы и олимпиады по физике, выездные семинары — www.eidos.ru
- Инфо-образовательный сайт «Физика и астрономия» предлагает конкурсы, конференции и олимпиады для школьников — www.radik.web-box.ru
- Центр развития молодежи: международный дистанционный интерактивный конкурс «Колосок» — cerm.ru
- Сайт Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» — www.future4you.ru
Здесь вы сможете найти информацию о конкурсах «Эрудиты России», «Созвездие талантов», «Интеллектуально – творческий марафон», «КИТ — красота, интеллект, творчество», Всероссийских Турнирах, Форумах и Фестивалях, Международных образовательных проектах и многом другом.
А также на сайте представлены:
— Всероссийские заочные конкурсы-олимпиады «Познание и творчество»
— Всероссийский заочный конкурс «Интеллект-Экспресс»
— Всероссийские конкурсы исследовательских работ учащихся «Юность, Наука, Культура», «Первые шаги в науку», «Научный потенциал», «Юный исследователь»
— Педагогический сайт (Всероссийские конкурсы педагогов, форумы, семинары)
— Всероссийская интернет-выставка достижений учащихся
- Удивительный мир физики — projects.edu.yar.ru
Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании предлагает для школьников 7-11 классов Интернет-проект
Дистанционные конкурсы для учителей:
- Педагогический университет «1 сентября» — 1september.ru
Университет специализируется на проведении дистанционных (заочных) и очных краткосрочных (с нормативным сроком освоения 72 часа) курсов повышения квалификации для работников образовательных учреждений.
- Про Школу.ру — proshkolu.ru
Это абсолютно бесплатный школьный портал и клуб учителей, где есть возможность увидеть свою школу из космоса, пообщаться с учителями других школ, учениками из десятков регионов России. Есть возможность поучаствовать в различных конкурсах, а также получить свидетельство за размещение своих собственных работ.
- Инновации и эксперимент в образовании — in-exp.ru
Очень полезный сайт для распространения своего опыта. Есть возможность бесплатно опубликовать свои статьи, найти интересные конкурсы.
- Центр развития молодежи – cerm.ru
Данный портал предлагает различные конкурсы для педагогов и учеников. В основу положен компетентностный подход, присутствующий в ФГОС. Учителям предлагаются: семинары, конференции, патронаж, методическая лаборатория.
- Центр дистанционного образования «Эйдос» — ru
ЦДО «Эйдос» с 1998 года проводит дистанционные олимпиады практически по всем предметам, курсы, конференции, выездные семинары, курсы повышения квалификации. Особой популярностью пользуется Интернет-журнал «Эйдос», имеющий образовательную направленность. Ежегодно проводится Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года», ведутся научно-педагогические исследования. В магазине можно приобрести электронные издания по актуальным учебно-методическим вопросам. На сегодняшний день ЦДО «Эйдос» один из лидеров отечественного дистанционного образования.
- Всероссийский конкурс «Мой лучший урок» — mendeleev.upeg.net
Конкурс проводится по 4 направлениям:
— Гуманитарное
— Начальная школа
— Дошкольное, дополнительное образование
— Естественно-научное
- Национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» — www.future4you.ru
Здесь вы сможете найти информацию о конкурсах «Эрудиты России», «Созвездие талантов», «Интеллектуально – творческий марафон», «КИТ — красота, интеллект, творчество», Всероссийских Турнирах, Форумах и Фестивалях, Международных образовательных проектах и многом другом.
А также на сайте представлены:
— Всероссийские заочные конкурсы-олимпиады «Познание и творчество»
— Всероссийский заочный конкурс «Интеллект-Экспресс»
— Всероссийские конкурсы исследовательских работ учащихся «Юность, Наука, Культура», «Первые шаги в науку», «Научный потенциал», «Юный исследователь»
— Педагогический сайт (Всероссийские конкурсы педагогов, форумы, семинары)
— Всероссийская интернет-выставка достижений учащихся.
- Образцовый учитель «SMART» — www.smarttech.ru
В рамках программы «Образцовый учитель SMART» компания SMART Technologies Inc. выявляет по всему миру учителей, наиболее успешно использующих в своей работе интерактивные средства обучения SMART.
Учителя, получившие звание «Образцового учителя SMART», получают:
— диплом, подтверждающий звание «Образцовый учитель SMART»;
— возможность бесплатно принять участие в специализированных тематических семинарах;
— размещение «Образцовых работ» учителя на образовательном портале www.smartboard.ru;
— размещение разработок учителя на международных Интернет-ресурсах, посвященных методиками работы с интерактивными устройствами SMART;
— особый доступ к программам SMART, включая программы по оценке новой продукции и обучающие семинары
— поддержку в профессиональном развитии;
— приглашения на тематические выставки и конференции;
— памятные подарки.
- Школа Росатома — www.rosatomschool.ru
Конкурс учителей математики, информатики, физики, биологии и химии, внедряющих эффективные образовательные технологии реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования
- Инфо-образовательный сайт «Физика и астрономия» — www.radik.web-box.ru
Предлагает конкурсы, конференции и олимпиады для учителей.
- Фонд Дмитрия Зимина «Династия» — www.dynastyfdn.com
Проводит грантовые конкурсы по физике для молодых учителей, ученых-физиков, а также студентов-физиков.
Комментарии